nili_bracha (nili_bracha) wrote,
nili_bracha
nili_bracha

Целан опять

оно уже там, а, поскольку по определенным причинам,Целан туда не попал, напишу здесь

на самом деле, Todesfuge - это фрагмент того понимания Холокоста, которое существует глубоко запрятанным в сознании, и лишь иногда прорывается наружу. Целан выпустил его на свет, что называется, потому что не мог иначе, и не был бы Целаном, если бы смолчал.
собственно, без Todesfuge (напомню, 1948 год), ничего из описанного в тексте там не могло бы существовать.

в Todesfuge есть несколько ключевых фраз, на которые надо обратить внимание.

1. Der Tod ist ein Meister aus Deutschland - надеюсь, понятно,кого в еврейской традиции называют Мастером и Творцом. но это ладно, это не новости.

2. dein goldenes Haar Margarete
dein aschenes Haar Sulamith - вот тут становится ясна эта раздвоенность, это наслаждение страданием, исходящим от Мастера, причем автор явно сам не понимает - он сам вообще где? он где хочет быть? (что объяснимо вполне, конечно).

насчет эротизации страдания в еврейской традиции - эта тема оооочень маленькая (не мейнстрим никак), но ооочень важная. то есть маленькая она была до Холокоста, конечно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment